|
Введение
Проблема кризисных состояний является чрезвычайно актуальной на современном этапе
развития общества. Необходимость мультидисциплинарного подхода к этой проблеме назрела
давно, так как в последние годы пациентами психиатров все чаще становятся лица,
пережившие Чернобыльскую катастрофу, безработные, беженцы, больные фатальными заболеваниями
(СПИД, рак), участники локальных войн, люди, утратившие смысл жизни.
В энциклопедическом словаре кризис (от греч. krisis — решение, поворотный пункт,
исход) определяется как резкий, крутой перелом или острое затруднение в чем–либо,
тяжелое переходное состояние или тяжелое положение. Автор рассматривает понятие
о кризисных состояниях в значительной мере как условное, в которое объединяет большую
группу психологических состояний и клинически оформленных психических и поведенческих
расстройств. Поэтому в монографии кризисные состояния рассматриваются не только с
сугубо узких психиатрических позиций, но и затрагивается целый ряд социально–психологических
и философских проблем, ранее недостаточно обсуждавшихся в психиатрической литературе.
Первая глава посвящена обзору причин возникновения кризисных состояний. Особое внимание
уделено роли социальных и личностных факторов в генезе кризисных состояний на современном
этапе развития постсоветских государств. Среди макросоциальных факторов выделены
следующие: изменение национальной мотивации, социокультуральные преобразования, повлекшие
за собой изменение общественного сознания и кризис идентичности, а также аномия.
При рассмотрении личностного фактора особое внимание уделено проблеме фрустрации
фундаментальных личностных потребностей.
Вторая глава посвящена кризисам возрастных периодов человека. Наряду с описанием
психологических особенностей каждого возрастного периода, выделены проблемы, характерные
для этих периодов, которые часто лежат в основе тревоги, страхов, суицидов. В этой
главе также описана динамика формирования отношения к смерти и формирование страха
смерти.
Третья глава посвящена клинике, диагностике и терапии реакций на тяжелый стресс и
нарушения адаптации. Особое внимание уделено посттравматическому стрессовому расстройству
и расстройствам адаптации. Описана динамика формирования реакции горя в рамках расстройств
адаптации и поэтапные лечебные (фармакологические и психотерапевтические) мероприятия.
Собственным исследованиям авторов посвящена четвертая глава, в которой отражены психологические
и клинические исследования, проведенные в популяции ликвидаторов аварии на Чернобыльской
АЭС. В результате комплексных клинико–психологических исследований выявлен ряд новых
психологических феноменов. Временная организация личности после пережитой техногенной
катастрофы искажена: деформирована длительность временных интервалов, психологическое
прошлое трансформировалось в психологическое настоящее, сужены "горизонты бытия"
и зона психологического будущего, психологический возраст ликвидаторов гораздо старше
биологического.
Пятая глава посвящена вопросам суицидологии. На основе мультидисциплинарного подхода
проанализированы и выделены санкционирующие и лимитирующие суицидальное поведение
факторы. Для практического врача–психиатра и нарколога весьма полезными представляются
описанные суицидоопасные состояния при различных психических и поведенческих расстройствах,
а также принципы терапевтической тактики при этих состояниях.
Шестая глава посвящена вопросам танатологии. В этом разделе монографии описаны фундаментальные
представления танатологии в психолого–психиатрическом аспекте. Эти вопросы впервые
обсуждаются в отечественной психиатрической литературы, хотя являются стержневыми
для понимания патокинеза, терапии и профилактики кризисных состояний. В этой главе
обобщен обширный литературный материал, представлены различные точки зрения, затронуты
нетрадиционные для классической психиатрии проблемы. Автор подробно останавливается
на вопросах, наиболее значимых для успешной психотерапии и психокоррекции кризисных
состояний.
Пьер Тейяр де Шарден, говоря об организации и описании научных исследований, отмечал,
что сухое изложение фактов напоминает "Пегаса, запряженного в плуг. И Пегас хиреет,
если только, закусив удила, не понесется вместе с плугом". В представленной монографии
автор попытался высвободить Пегаса, а в некоторых главах поменять плуг, груженный
академическими фактами, классификациями, ссылками и цифрами на карету, наполненную
многочисленными иллюстрациями из литературных произведений и жизни замечательных
людей. В книге отражено видение картины мира автором, который надеется, что принятие
этой картины мира или несогласие с ней будет побуждающим мотивом для творчества
читателей.
|